Автоматическая трансмиссия или коробка-автомат предоставляет водителю гораздо больше удобства при управлении автомобилем. Ведь переключение передач там происходит без участия человека, что помогает снизить утомляемость при езде и даёт возможность сконцентрироваться на дорожной ситуации. Существующие сегодня разновидности коробок-автомат особенно удобны при езде в большом городе с его интенсивным движением.
Сегодня существует три основных класса коробок переключения передач, которые работают автоматически – каждый из них имеет конструктивные особенности и свою специфику применения.
Поскольку эта разновидность АКПП первой появилась на рынке, её конструкция считается наиболее надёжной и проработанной из всех существующих сегодня. Также к преимуществам гидравлической коробки-автомат можно отнести то, что в любом специализированном сервисе техобслуживание и ремонт АКПП такого типа является штатной и неоднократно отработанной процедурой.
Крутящий момент в таком автомате передаётся за счёт использования трансмиссионной жидкости. Жёсткой связи между двигателем и коробкой нет, а передача усилия осуществляется посредством двух турбин – ведущей и ведомой, взаимодействие которых обеспечивается за счёт рабочих свойств трансмиссионной жидкости.
Сегодня АКПП гидравлического типа имеют наиболее оптимальную и проработанную конструкцию, которая управляется специальным электронным блоком. Такая коробка достаточно надёжна и долговечна, а также обеспечивает комфортное вождение и экономию топлива, особенно, в городских условиях.
Роботизированные АКПП появились относительно недавно. Такой вид автоматической трансмиссии был создан в результате изысканий по оптимизации работы коробки передач, увеличения её экологичности и снижения расходов на её производство.
Переключение передач тут производится при помощи сервоприводов, а работой такого узла руководит компьютер. Такая трансмиссия оправдала все ожидания разработчиков – быстро срабатывает, помогает экономить горючее и при этом довольно недорога в производстве.
В ходе дальнейшего совершенствования роботизированных АКПП на свет появились преселективные коробки, которые обеспечивают максимально плавное переключение передач. Достигается это за счёт наличия в их конструкции двух сцеплений – следующая передача включается ещё до того, как отключилась предыдущая.
Наконец, ещё одна разновидность автоматических трансмиссий – вариаторы. Такие коробки ещё называют бесступенчатыми, так как они обеспечивают изменение передаточного числа не по определённым ступеням, а исключительно плавно.
Конструкторам такой коробки удалось этого добиться за счёт того, что здесь нет шестерён, которые, соединяясь в определённом порядке, изменяют передаточное число. Вместо них имеется пара конусовидных колёс, между которыми натянут ремень. Ремень при помощи специального сервопривода перемещается вдоль осей вращения колёс, за счёт чего и происходит изменение передаточного числа.
Преимуществом такого вида АКПП является предельная простота её конструкции, что помогло сократить расходы при изготовлении и повысить уровень надёжности такого устройства. При эксплуатации вариатор отличается от прочих видов трансмиссий тем, что гарантирует плавное переключение передачи, позволяет экономить топливо и обеспечивает наиболее оптимальный режим работы двигателя.